Как обычно происходит выделение средств в компаниях? Сотрудники подходят к директору и говорят: нужен новый ноутбук, нужно оплатить сценаристу, нужно сделать дизайн афиши.

Директор смотрит в кассу — деньги вроде есть! Ну, 3000 можно на дизайн выделить и 15000 на покупку ноутбука. И выдает деньги сотрудникам.

К чему приводит такой подход? Когда рынок растет, и вы гребете деньги лопатой, то ни к чему. Но если в один из месяцев выручка просядет, то компания столкнется с кассовым разрывом. Почему? Давайте разбираться.

//Что такое кассовый разрыв и откуда он берется?
Кассовый разрыв — это ситуация, когда у компании обязательств больше, чем денег в кассе. Эта ситуация очень неприятная. Я постоянно нервничаю, если сталкиваюсь с нехваткой денег в кассе.

Но если вы занялись бизнесом, то можете расслабиться — вы обязательно почувствуете на себе, что такое кассовый разрыв.

Откуда он берется? У любой компании, которая выросла из домашнего офиса и уже имеет 5-10 сотрудников, количество операций достаточно большое. У нас есть постоянные расходы, которые мы можем прогнозировать: аренда офиса, платеж бухгалтерии, налоги на зп, заработные платы.

И есть непостоянные, труднозапоминаемые расходы: оплата подрядчику за дизайн, пополнить баланс директа, когда там деньги закончатся, оплата печати флаеров, так как старые закончились. Такие расходы без учета уже не так просто отследить. Я долгое время все такие платежи держал в голове. Но начал замечать, что все чаще просто забываю про некоторые обязательства, и они всплывают в самый неподходящий момент.

В этот момент у тебя встает очень неприятный вопрос: оплатить заработную плату сотрудникам или сделать перевод по внезапному платежу?

//Как с этим бороться?
Мы для себя разрабатываем систему фондов. Все достаточно просто, расскажу на упрощенном примере.

Мы продали услуг на 200 000 рублей. Из них 50 процентов от этой суммы нам надо потратить на то, чтобы выполнить наши обязательства перед клиентами. Сюда войдет заработная плата, проценты с продаж и расходы на подрядчиков.

Остается 100 000 рублей — это наша маржа, которую мы будем распределять по фондам:
— Налог собственника: 15 процентов.. Все собственники занимаются своим делом ради получения прибыли. Введение этого обязательного сбора фиксирует четкую схему получения прибыли и выведения ее из компании. Вы четко знаете, как увеличить эту сумму: нужно просто увеличивать оборот компании или работать над маржинальностью.

— Налоги: 12 процентов. Мы взяли в пример обычную упрощенку, с дохода — 6 процентов. Общий доход примера: 200 000 рублей. Это 12 тысяч налога. От 100 000 рублей — это 12 процентов.

— Заработная плата управляющему персоналу: 35 процентов. Все, кто не участвует в себестоимости, но тоже должен получать заработную плату: директор, помощник, бухгалтер и тд.

— Рекламный бюджет: 28 процентов. Чтобы генерировать новые заявки и новые продажи нужен бюджет. Один из важнейших фондов. В рекламный бюджет всегда лучше отправлять денег с запасом. Если останутся — отлично. Зато когда появится возможность затестить новый канал рекламы — бюджет всегда будет.

— Резерв компании: 5 процентов. Это резерв на непредвиденные расходы: нужно купить ноут, стул, стол. Нужно вдруг выплатить штраф или другие незначительные расходы.

— Обучение персонала: 4 процента. Покупка книг в корпоративную библиотеку (читайте о ней в прошлых статьях: https://vk.com/grishakovbiz?w=wall-56553280_2247), покупка курсов для сотрудников, проведение обучающих мероприятий в офисе компании.

— Корпоративы и праздники: 1 процент. Откуда брать деньги на корпоративы? Вот отличный способ. Просто отчисляйте туда деньги с маржи и когда дело дойдет до корпоратива, вы будете знать, сколько можете потратить. А еще можно мотивировать сотрудников и говорить: как поработаете, так потом и оторветесь на корпоративе 🙂

//Резюмируем
Это простой пример. Вы можете создавать свои фонды, корректировать проценты так, как вам необходимо. Я бы рекомендовал проанализировать последний год. Ваши расходы поделить на фонды и примерно понять, какой процент от выручки какой фонд занимает.

На полученные результаты стоит ориентироваться при составлении схемы распределения средств по фондам. А фонды позволят вам тратить только заработанные средства и не уходить в минус. А главное — вам будет намного проще принимать решение о новых тратах.