Как-то мы в неформальной обстановке беседовали с руководителем одной из наших дружественных компаний. «По каким критериям у тебя покупают франшизу?», – поинтересовались мы у нее. «По-разному. Но, как правило – спонтанно, – ответила она. – Часто люди звонят и просто говорят: «Нам название ваше понравилось…».

С похожей ситуацией сталкивались не раз и мы. Франшизу и компанию, с которой будут работать, нередко выбирают практически наобум. Сразу же вспоминается крылатое выражение: «и это было бы смешно, если бы ни было так грустно…». Ведь с таким подходом довольно легко промахнуться: запросто потерять деньги, доверившись неопытной конторе-однодневке.

Наблюдая такую ситуацию, мы решили составить для своих читателей список из шести критичных ошибок, которые запросто может допустить каждый из нас, выбирая, у какой компании приобрести франшизу.

Ошибка 1. Покупка франшизы у малоизвестной фирмы

 Логично, что франшизу нужно покупать у тех компаний, которые чего-то добились в своей сфере, стали более ли менее известными среди покупателей. Например, если речь идет о квестах, то у компании-франчайзера уже должно быть открыто несколько локаций.

Важно также, чтобы у фирмы был свой сайт, много хороших отзывов на флампе или на форумах, давно существующая группа в социальных сетях, в которой много подписчиков. Все это будет говорить о том, что компания умеет привлекать клиентов. А значит и тебя этому научить, скорее всего, сможет.

Ошибка 2. Ты — первый покупатель франшизы

Если до тебя франшизу у этой компании еще никто не покупал, то система работы с франзайзи у них явно не отлажена. А значит, даже если компания уже зарекомендовала себя на рынке и показала действительно хорошие результаты, может случиться, что помогать создать тебе бизнес ее специалисты будут плохо. Просто потому что у них самих еще нет в этом достаточного опыта.

Ошибка 3. Франшиза без инструкций и обучающих материалов

 Любая франшиза должна включать в себя ряд инструкций по развитию бизнеса и обучающие материалы. Если этого нет, то, скорее всего, сотрудники компании-франчайзера сами толком не знают, как грамотно организовать свои деловые процессы. И смогу ли они в таком случае помочь тебе – это большой вопрос.

При этом инструкции для франчайзи должны все время дорабатываться. Если же тебе предлагают воспользоваться стратегией развития, которая была актуальна лет пять назад, то стоит задуматься: а будет ли это эффективно работать в нынешней рыночной ситуации?

Ошибка 4. У компании-франчайзера нет сотрудников поддержки

В некоторых компаниях работает только директор и менеджеры по продажам. Однако для того чтобы оказать тебе полноценную комплексную поддержку нужны также менеджер по поддержке франчайзи, маркетолог, юрист, бухгалтер. Если эти люди есть, то они в любой момент смогут грамотно ответить на твои вопросы, помочь тебе в трудных ситуациях. А если их нет, то и сделать это будет, скорее всего, некому.

Ошибка 5. У компании-франчайзера нет роялти и других платежей

Управляющая компания любого предприятия, которое продает франшизу, не может существовать только на паушальных взносах. Весь персонал должен содержаться за счет постоянных отчислений от франчайзи. Отсутствие роялти может означать одно из двух. Либо компания зарабатывает на чем-то еще, и содержание штата поддержки ведется из другого источника финансирования. Либо перед тобой типичная компания-однодневка, руководство которой намерено быстро заработать на получении паушальных взносов.

Ошибка 6. У тебя и у компании-франчайзера разные цели

В данном случае единая цель – это очень важный момент. И ты, и компания, продающая франшизу, должны быть напрямую заинтересованы в росте вашей выручки и прибыли. Вместе работать в этом направлении. Если же цели у вас разные, то твое новое предприятие врядли будет успешным.

В этом посту мы перечислили только самые частые ошибки начинающих франачайзи. Но на самом деле их гораздо больше. Если ты или твои знакомые сталкивались с какими-то неприятностями при покупке франшизы, то напиши о них под этим постом. Давай вместе поможем людям правильно выбирать франшизу!