Знаю, что большинство относится негативно к людям, которые в 90-е заработали приличные деньги. Но и олигархов, и просто бизнесменов самого разного масштаба того времени объединяло одно – активность. Эти люди не сидели сложа руки, ожидая выплаты зарплат по полгода, а пытались добиться успеха.

Они организовывали производство бытовых мелочей, торговали колбасой, открывали точки на рынках. Чей-то бизнес вырос до федеральных масштабов, чей-то просто стал хорошим постоянным заработком. Кто-то понял, что это «не его» и вернулся на работу по найму, даже если это требовало научиться новой профессии.

Поэтому я не могу без скепсиса относиться к людям, которые говорят, что в 2016 году заниматься бизнесом в России неперспективно. Наоборот, самое время попытаться занять свою долю рынка, пока его существующие участники не успели адаптироваться к кризису.

Пока одни жалуются, что из-за роста курса валют их европейские машины перестали покупать, другие начинают продавать китайские. Вместо того, чтобы жалеть об отсутствии санкционного сыра, начинают производить моцареллу под Новосибирском. Да даже идея рассрочки на обувь в сетевых магазинах это прекрасный пример того, что кризис — время возможностей и перемен.

Главное, что нужно понять — независимо от того, насколько кризис сильный, жизнь из-за этого не останавливается. Люди не перестают отдыхать, развлекаться, покупать вещи. Сейчас спрос на новые идеи гораздо выше, чем в благополучные годы, а то, что ваш потенциальный клиент стал меньше зарабатывать, не значит, что он перестал тратить совсем. Просто вместо нового телефона он предпочтет отремонтировать старый, а поездке в Альпы предпочтет Шерегеш.

Даже необязательно придумывать что-то уникальное, если вы можете на нужном уровне сделать что-то хорошо забытое старое. Сейчас инвестиции в сервис, в детали, удобство клиента окупаются очень быстро. Но и действовать тоже нужно быстро, пока вас кто-то не опередил.

Вы уже видите это даже в своих лентах инстаграма — самые активные начинают придумывать себе дополнительных доход, превращая хобби в бизнес. Делать ручные платки, капкейки на заказ, макияж на свадьбы. Да что угодно, к чему лежит душа. Для этого не нужно иметь свободные миллионы и влиятельных друзей. Энтузиазма и небольших вложений зачастую достаточно, чтобы обеспечить себе «докризисный» уровень жизни и даже улучшить его.

Как любят говорить в фильмах, если ты ждал какого-то знака, то вот он.

P.S. «Во все тяжкие», кстати, как раз про кризис и новые возможности. Повторять не советуем, лучше сходите к нам в квест 🙂